Провести весь комплекс строительных работ в оптимальные сроки и при этом как можно меньше доставить неудобства жителям, живущим по соседству со стройкой, являлось всегда неотъемлемой задачей строительных организаций. Это особенно актуально в промышленных городах, где люди работаю посменно. Более того, вибрации, возникающие при забивании железобетонных свай, могут нанести разрушающее действие на стоящие рядом дома старой постройки, памятники архитектуры и даже на целостность фундаментов современных домов.

Существующая проблема строек была решена более 80 лет назад, когда военными инженерами были разработаны винтовые сваи. Первоначально они применялись для быстрого возведения военных объектов на болотистых грунтах или на ограниченных строительных площадках, в условиях вечной мерзлоты и площадках с большим уклоном. Гражданские строители по достоинству оценили все преимущества винтовых свай и незамедлительно стали их применять при возведении мостов, прокладке линий электропередач и трубопроводов, при строительстве жилых объектов и прочем строительстве.

На самом же деле история изобретения винтовых свай берет начало с середины XIX века, когда в 1838 году англичанин Александр Митчелл, инженер по образованию, трудился над установкой системы осветительных сооружений в районах каналов и рек Лондона. При строительстве Митчелл, учитывая специфику берегового грунта, который регулярно подвергался приливам и отливам, предложил модернизировать нижнюю часть сваи винтом. Так появились первые винтовые сваи.

Изобретение настолько оказалось удачным, что несколько позже, в 1850 году в заливе Делавэр (США) был впервые установлен маяк новой конструкции, фундамент которого был выполнен с помощью металлических труб с винтовыми наконечниками. Этот маяк стал первым маяком из сотен других маяков подобной конструкции, установленных в последующие годы на всей территории Соединенных Штатов.

В Россию новое техническое изобретение пришло на 30 лет позже – в 1880 году. Тогда военный инженер, генерал-майор Владислав Карлович перед научным сообществом впервые продемонстрировал преимущества винтовой сваи в подвижных и рыхлых грунтах, а также их применение в условиях мерзлоты.

С течением времени конструкция винтовых свай постоянно совершенствовалась инженерами многих стран. Но именно российские инженеры добавили к конструкции винтовой сваи специальные лопасти из особо прочной стали, благодаря чему модернизированная винтовая свая могла свободно входить в любой грунт, за исключением скальной породы.

Сегодня применение винтовых свай стало обычным делом. Современная винтовая свая представляет собой стальную трубу (ствол) с наваренным на неё с одной стороны оголовком, а с другой – наваренной лопастью определенной конфигурации. Ствол винтовой сваи служит для передачи нагрузки от оголовка на лопасть, которая, в свою очередь, преобразовывает вращательное движение в поступательное движение во время погружения в грунт. Кроме этого, лопасть позволяет распределять усилия в ходе эксплуатации фундамента по наибольшей площади. Стоит отметить, что современные сваи изготавливаются также и с несколькими лопастями, что значительно увеличивает их несущую способность.

К достоинствам винтовых свай можно отнести:

  • экономичность и возможность полного отказа от земляных работ,
  • возведение строений различного назначения вблизи деревьев, на склонах, на обводненных и торфяных грунтах,
  • возможность пристраивать новые сооружения к уже построенным,
  • малые сроки установки фундамента,
  • повторное использование,
  • круглогодичность применения.

Срок службы винтовых свай оцинкованных составляет 80-100 лет.