Распространенная ныне технология свайно-винтовых фундаментов пришла из военного строительства. Первоначально она использовалась для возведения временных (в том числе подводных) мостов, причалов. Ныне винтовые сваи получили распространение в гражданском строительстве, энергетике и ландшафтных работах. Но до сих пор винтовые сваи являются незаменимой основой для фундаментов мостов на сложных и обводненных почвах, мерзлых грунтах, а также при сооружении причалов и ЛЭП. Уникальная конструкция позволяет строить быстро и наименее затратно, — как в отношении материалов, так и рабочей силы.

Конструкция винтовых свай уникальна и представляет собой приваренный либо литой наконечник с лопастями на одном конце круглой металлической трубы-сваи. Это позволяет, подобно буравчику, вгрызаться в грунт. Для винтовых свай подходят любые грунты, за исключением скальных. Они легко погружаются в рыхлые и ползучие грунты, надежно фиксируясь в них, ведь завинчивание производится ниже уровня промерзания. Вентилируемость свай позволяет минимизировать воздействие на фундамент сооружения грунтовых вод и предотвратить его деформацию.

Мосты, эстакады, строящиеся при помощи свайно-винтовых технологий, отличаются быстротой возведения и высокими несущими характеристиками, ведь винтовые сваи отлично выдерживают сжимающие и выдергивающие нагрузки. Технология исключает копку котлованов, так что ландшафт не повреждается, а отсутствие «мокрых» процессов особенно актуализирует метод для северных широт. Мерзлые грунты требуют предварительного бурения, однако не являются препятствием для установки винтовых свай, как и разновысотные берега – ведь винтовые сваи легко наращиваются до нужного уровня. Популярны при возведении мостов рамно-винтовые опоры, являющиеся универсальными конструкциями высокой устойчивости.

Отдельные случаи требуют ручного завинчивания свай, что допустимо (ведь сваи имеют небольшую массу), однако непрестанного выравнивания свай по вертикали. Этот способ остаточно трудоемкий, однако применим в ситуациях, когда свай немного, либо отсутствуют подъездные пути для техники. Для возведения фундамента маленького мостика или причала такой способ используется, и даже не требует последующего бетонирования ствола свай.

Удобны винтовые сваи для возведения временных мостов, до строительства основного масштабного моста или при последующем его перенесении. Использовать винтовые сваи можно повторно, предварительно выкрутив их. Технология винтовых свай существенно снижает сроки строительства и материально-трудовые затраты. При столь высокой экономичности, винтовые сваи долговечны (более века), легко ремонтируются и эксплуатируются. Популярны свайно-винтовые фундаменты при возведении железнодорожных эстакад, автомобильных мостов и пешеходных мостов.

За почти двухвековую историю винтовые сваи претерпели значительные модификации, прошли немало практических и научных испытаний, но истинная популярность их началась лишь сейчас, а не в XIX веке, благодаря большому количеству новых производственных мощностей.